Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела
результаты контрольного мероприятия
«Проверка реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и
комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в части целевого использования
средств, выделенных в рамках Федеральной целевой программы
«Чистая вода» на 2011-2017 гг., а также других средств, предусмотренных на реализацию мероприятий в сфере водоснабжения и водоотведения».
С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Юрий Росляк.
В своем выступлении аудитор в первую очередь обратил внимание на несоответствие ФЦП «Чистая вода» (далее – Программа)
основным стратегическим направлениям развития Российской Федерации, а также непосредственно задачам Государственной программы
«Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Госпрограмма).
«Единственный показатель программы («Доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения,
водоотведения и очистки сточных вод», который к 2017 г. должен составить 30%), соотносящийся с показателями Указа Президента
от 7 мая 2012 года не обеспечен какими-либо конкретными мероприятиями», — отметил Юрий Росляк
По словам аудитора, действующие показатели ФЦП «Чистая вода» в основном характеризуют качество проб воды и стоков, а также состояние существующих
сетей и мощностей водоснабжения и существующего жилья. «Таким образом, реализация ФЦП «Чистая вода» напрямую не обеспечивает достижение задач
Госпрограммы по вводу к 2020 году 100 млн. кв. м жилья, а также предоставлению земельных участков, обеспеченных всеми коммунальными ресурсами
и транспортной инфраструктурой (а не только водоснабжением и канализацией), для строительства жилья отдельным категориям граждан и
строительным кооперативам»,— заявил он.
Аудитор также сообщил, что госзаказчики программы (Минрегион, Госстрой и Минстрой России) не обеспечили системную, своевременную и качественную
подготовку мероприятий программы и их реализацию с учетом эффективного использования средств. «Планирование мероприятий по программе
фактически передано регионам без какого-либо контроля и координации со стороны госзаказчиков», — подчеркнул докладчик.
Как показала проверка, не было проведено структурирование мероприятий программы, реализуемых за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Условия для привлечения внебюджетных средств не создаются и не определены. Реальные формы и методика привлечения внебюджетных средств,
в первую очередь, система долгосрочных тарифов, не реализованы.
Таким образом, привлечение заявленных объемов внебюджетных средств на реализацию ФЦП «Чистая вода» ежегодно не обеспечивается
(привлечено 41,4% от плана и 39% от подписанных соглашений), что приводит к многократным переносам сроков ввода объектов в эксплуатацию.
В результате натуральные показатели выполнения программы ежегодно не достигаются. «Так, в 2013 году из планируемых к вводу
120 объектов введено только 28, то есть переходящими на 2014 год остались 92 объекта», — сообщил Юрий Росляк.
На Коллегии также отмечалось, что соглашения с регионами России на предоставление субсидий из федерального бюджета заключены
во II полугодии, то есть в сроки, не позволяющие в установленном законом порядке обеспечить полноценное проведение процедур торгов
и выполнение работ. Ежегодные остатки средств федерального бюджета по программе сопоставимы с объемами бюджетных ассигнований,
предусмотренных на ее реализацию (освоение 51,6%). При этом в отчете по программе за 2013 г. подготовленном Минстроем России и направленном
в Минэкономразвития России, оценка эффективности использования субсидии регионами не представлена, предложения по совершенствованию
механизмов реализации ФЦП отсутствуют.
«Можно сделать вывод, что система управления ФЦП «Чистая вода» надлежащим образом не создана», — констатировал аудитор.
В качестве конкретного примера выявляемых нарушений и недостатков аудитор привел результаты проверки по Ростовской области, которая,
в частности, показала, что территориальные заказчики совершают недобросовестные действия по ограничению конкуренции
и не соблюдают требования законодательства о госзакупках.
Как сообщил аудитор Счетной палаты, практически все контракты заключались с единственным участником без тендерного снижения.
Формы таких контрактов не соответствовали примерной форме контракта на выполнение строительных (ремонтных) работ,
утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области. Из контрактов были исключены
календарные планы, позволяющие предъявлять штрафные санкции при нарушении сроков выполнения.
«Так, не были приняты меры к взысканию штрафных санкций по муниципальным контрактам за просрочку исполнения
обязательств по строительству водоводов на общую сумму 151,7 млн. руб., что является нарушением принципа
результативности использования бюджетных средств», — сказал Юрий Росляк.
Всего в ходе проверки были выявлены нарушения на сумму 232,37 млн. рублей, в том числе нарушения законодательства о размещении
государственного муниципального заказа – в размере 80,669 млн. руб. Расчетное значение тендерной экономии, не полученной в силу
заключения контрактов с единственным поставщиком, составляет 43,81 млн. руб.
При этом выявленные нарушения в основном являются следствием недостаточного нормативного обеспечения программы и отсутствием
должного контроля со стороны ее госзаказчика. Аудитор отметил, что по результатам проверки администрацией Ростовской области был
принят ряд мер по устранению выявленных нарушений. В частности, организована система мониторинга и контроля за муниципальными
заказчиками в части применения типовых форм при размещении муниципального заказа.
Коллегия приняла решение направить представление Губернатору Ростовской области, информационные письма – Заместителю Председателя
Правительства Российской Федерации Д.Н.Козаку, в Минстрой России и Росстат. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен
в палаты Федерального Собрания и Генпрокуратуру России.
По итогам Финансово- экономической экспертизы, выделены ключевые факты:
Показатели ФЦП «Чистая вода» не соответствуют основным стратегическим направлениям развития Российской Федерации.
Система управления программой, обеспечивающая достижение ее целей, не создана.
Привлечение заявленных объемов внебюджетных средств на реализацию программы ежегодно не обеспечивается
(привлечено 41,4% от плана и 39% от подписанных соглашений).
Натуральные показатели выполнения программы ежегодно не достигаются. В 2013 г. из
планируемых к вводу 120 объектов введено только 28.
Ежегодные остатки средств федерального бюджета по Программе сопоставимы с объемами бюджетных ассигнований,
предусмотренных на реализацию этих мероприятий (освоение 51,6%).
В ходе контрольного мероприятия, проведенного в Ростовской области, выявлено нарушений на общую
сумму 232,37 млн. рублей, в том числе нарушения законодательства о размещении государственного
муниципального заказа – в размере 80,669 млн. рублей. Не взыскано штрафных санкций
по муниципальным контрактам на общую сумму 151,7 млн. руб.
Источник: http://audit.gov.ru/press_center/news/17796