М.Стулов/fotoimedia/Фото ИТАР-ТАСС
В 2012 г. в консолидированный бюджет РФ поступил налог на прибыль 2,4 трлн. руб.,
или 103,7% к уровню поступлений 2011 г., а в 2013 г. – 2,1 трлн. руб., или 88% к уровню 2012 г.
При этом налогоплательщики, входящие в КГН, в 2013 г. в консолидированные бюджеты регионов заплатили 348,2 млрд. руб.,
что на 145,7 млрд. руб., или на 29,5% меньше уровня 2012 г.
На снижение поступления налога на прибыль от КГН в 2013 г. оказали влияние несколько факторов:
— замедление темпов роста экономики и другие факторы, например, индексация налоговых ставок.
Недопоступления оцениваются в размере 61,1 млрд. руб.
— рост расходов по амортизационным отчислениям. В связи с вводом в эксплуатацию объектов
по крупным инвестиционным проектам недопоступило 68,2 млрд. руб.
— за счет консолидации убытков внутри КГН недопоступило 16,4 млрд. рублей, или 11,2% от общего объема снижения.
При этом в 2013 г. от влияния КГН в 62 регионах поступления налога на прибыль увеличились, в том числе
в 17 субъектах – более, чем на 1 млрд. руб. А в 20 регионах уменьшились, из них в 11 – более, чем на 1 млрд. руб.
В бюджет г. Москвы платежи налога в 2013 году в связи с образованием КГН сократились на 34,3 млрд.руб.,
при этом сокращение произошло почти по всем КГН, участники которых или их подразделения находятся на территории города.
Вместе с тем, введение КГН позволило более справедливо перераспределить налог на прибыль из субъектов —
«центров прибыли» (место нахождения головных организаций холдингов) в регионы, где сосредоточено основное производство.
Однако в ряде субъектов, не являющихся «центрами прибыли» — Белгородской, Волгоградской, Нижегородской
областях и Пермском крае — за 2012 и 2013 годы общие потери доходов от влияния КГН составили более 5 млрд. руб.
Аналогично в Республике Карелия и Самарской области потери в 2013 году составили более 1 млрд. руб.
Следует отметить, что фактор КГН не влечет уменьшения платежей в целом в бюджетную систему РФ, если оценивать
её на длительном отрезке времени. Так, суммирование прибыли и убытка участников уменьшает консолидированную
налоговую базу КГН и налог текущего периода. Без вхождения в КГН организации, получившие эти же убытки,
уменьшили бы на них налоговую базу в последующие годы, то есть применили механизм переноса убытков на будущее.
Кроме того, снижение поступлений по налогу на прибыль в значительной степени связано
с применением пониженных налоговых ставок, установленных законами субъектов РФ.
Такие ставки применялись участниками 8 КГН, в результате налог на прибыль в бюджеты
регионов был понижен за 2012 г. на 20,4 млрд. руб., за 2013 г. – на 18, 6 млрд. рублей.
Два года деятельности КГН – недостаточный срок для проведения всестороннего анализа их влияния на
доходы бюджетов регионов и национальную экономику в целом. Так в ряде регионов – в республиках Марий Эл,
Ингушетия, Дагестан и Калмыкия, в Рязанской, Ивановской и Псковской областях было выявлено снижение
поступлений от деятельности КГН в 2012 г., а уже в 2013 г. имело место увеличение платежей.
А в Мурманской области поступления в 2013 г. значительно превысили потери в 2012 г.
Счетная палата считает необходимым предложить Правительству инициировать рассмотрение
на Трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям вопрос о выделении Белгородской,
Волгоградской, Нижегородской и Самарской областям, Пермскому краю и Республике Карелия
целевой финансовой помощи в связи со значительными потерями доходов от налога на прибыль
организаций и уровнем бюджетной обеспеченности ниже среднероссийского показателя.
Справка
С 1 января 2012 г. действуют положения Налогового кодекса, введенные Федеральным законом
от 16.11.2011 № 321-ФЗ, которые позволяют консолидировать взаимозависимых налогоплательщиков
для уплаты налога на прибыль.
Целью принятия данного закона являлось:
— снижение негативных эффектов, связанных с перемещением налоговой базы между субъектами РФ;
— создание для участников КГН преференции, заключающейся в возможности суммировать прибыли и
убытки различных участников групп при исчислении налога на прибыль организаций;
— демотивация применения трансфертных цен по сделкам внутри холдингов в целях минимизации налога на прибыль.
В 2012 г. было создано 11 КГН, объединявших 197 организаций. В 2013 — ещё 4 группы, объединивших во всех
15 КГН 313 организаций. С 1 января 2014 г. образованы 2 КГН, и одна КГН ликвидирована.
Сейчас действует 16 КГН, куда входит 398 участников.
Услуги Налоговой экспертизы на Проф- ЭкспертНН, здесь.