Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты
контрольного мероприятия «Проверка использования средств, направленных на закупку товаров, работ, услуг
в сфере информационно-коммуникационных технологий в Пенсионном фонде Российской Федерации в 2013
году и за истекший период 2014 года». Проверка носила плановый характер. С докладом по теме выступил аудитор
Владимир Катренко.
Аудитор сообщил, что расходы ПФР в 2013-2014 гг. в сфере информационно-коммуникационных технологий составили 14,7 млрд. руб.
По его словам, отмечается неравномерность расходов ПФР в этой сфере: если в 2013 г. фонд осуществил
55,8% всех годовых расходов в IV квартале 2013 г., то за 9 месяцев 2014 г. только 39,2%.
При этом, отметил аудитор, сумма дебиторской задолженности ПФР в сфере
информационно-коммуникационных технологий на 1 октября 2014 г. составляла
362,6 млн. руб., из нее нереальная к взысканию задолженность 21 млн. руб.;
сумма кредиторской задолженности фонда по расходам в сфере
информационно-коммуникационных технологий на 1 октября 2014 г.
составляла 416,2 млн. руб., из нее просроченная задолженность 19,5 тыс. руб.
По словам Владимира Катренко, ПФР при публикации плана-графика размещения заказов
на 2013 г. на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru/ нарушил установленный
Министерством экономического развития России и Федеральным казначейством срок на 46 дней.
По словам аудитора, выборочной проверкой контрактов ПФР был установлен факт оплаты фондом
в 2013 г. услуг связи на сумму 321 млн. руб. до подписания актов сдачи-приемки оказанных услуг.
Также Владимир Катренко сообщил, что в 2013-2014 гг. Исполнительной дирекцией ПФР
с забалансового учета были списаны материальные ценности на сумму 1,7 млрд. руб.
без получения от отделений фонда необходимых подтверждений об их принятии.
Аудитор сообщил, что в 2013-2014 гг. в Федеральную антимонопольную службу в отношении ПФР
по поводу осуществляемых фондом закупок поступило 52 жалобы, из которых: 5 признаны
антимонопольной службой обоснованными, 5 обоснованными частично. Вместе с этим,
аудитор добавил, что руководством Контрактной службы ПФР в нарушение требований
Министерства экономического развития России не в полном объеме определены
должностные обязанности и персональная ответственность ее работников.
По фактам несоблюдения финансовой дисциплины при исполнении государственных контрактов
Счетная палата рекомендовала ПФР провести служебное расследование и рассмотреть
вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц.
Аудитор сообщил, что ПФР не предусмотрена адаптация действующего «Комплексного
решения по управлению капитальным строительством, материально-техническим
обеспечением и недвижимым имуществом» в создаваемую автоматизированную
нформационную систему (АИС ПФР-2)*. По словам аудитора, Комплексное решение,
принятое ПФР в эксплуатацию в 2011 г., до настоящего времени не внедрено
в практическую деятельность фонда в полном объеме.
«Таким образом, средства в размере 67,8 млн. руб.,
потраченные ПФР на разработку и внедрение Комплексного решения,
были использованы фондом неэффективно», — констатировал Владимир Катренко.
В отчете аудитора отмечается, что в Комплексном решении имеется системная ошибка.
Программный продукт настроен таким образом, что при запросе средней стоимости
арендной платы по любому региону программа суммирует этот показатель по всем
подразделениям и выдает как окончательный результат, не разделив его на количество
просуммированных подразделений. Таким образом, в результате запроса пользователь
получает не среднюю стоимость аренды, а сумму стоимости аренды в год по всем подразделениям,
что не соответствует указанным Техническим требованиям.
Также Комплексное решение не предусматривает подписание внесенных в него
документов электронной подписью, что делает эту автоматизированную систему
справочным приложением к достоверным результатам ручного «бумажного труда»
в форме ежегодной паспортизации недвижимого имущества ПФР.
Владимир Катренко сообщил, что на момент окончания проверки Счетной палаты ПФР
так и не были достигнуты цели внедрения Комплексного решения. По словам аудитора,
Комплексное решение подвержено системным сбоям вследствие того, что 90% информации
, необходимой для его функционирования, вводится вручную. Также, отметил аудитор,
в системе содержатся недостоверные данные о недвижимом имуществе ПФР и количестве сотрудников фонда.
Аудитор сообщил, что успешному запуску АИС ПФР-2 угрожает риск дезорганизации работы
подразделений Исполнительной дирекции ПФР и Информационного центра
персонифицированного учета, поскольку их полномочия по разработке и внедрению
этой системы дублируются. «Изучение зон ответственности структурных подразделений
ПФР показало необходимость проведения организационно-штатных мероприятий по
их оптимизации. Также необходимо создать в Фонде единую централизованную
ИТ-службу с вертикально-интегрированными зонами ответственности и принятия решений», — сказал аудитор.
По словам Владимира Катренко, ПФР может быть нарушен срок ввода в эксплуатацию АИС ПФР-2 в сентябре 2016 г.,
поскольку фондом не предусмотрено приобретение автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалиста
совместно с технологическим оборудованием для создаваемой системы. Вместе с этим, по его словам,
обеспеченность специалистов ПФР АРМ по состоянию на 1 июля 2014 г. составила 108%, отклонившись
от нормативного показателя на 4 проц. пункта. «Все это может привести к тому, что технологическое
оборудование для АИС ПФР-2 формально будет введено в эксплуатацию, а работать
специалисты фонда с ним не смогут», — отметил аудитор.
Вместе с этим, аудитор обратил особое внимание, что действующая АИС ПФР подвержена риску
возможных сбоев в осуществлении значимых социальных функций фонда. «Особое внимание хочу
обратить на необходимость предусмотреть при корректировке Плана мероприятий
развития АИС ПФР обеспечения доступа надзорных органов, в том числе Счетной
палаты, к базе данных ПФР при подготовке и проведении проверок. Реализация
этого пункта при развитии АИС ПФР позволит нам более эффективно осуществлять
планирование, подготовку и проведения контрольных мероприятий,
а также оперативный анализ исполнения бюджета ПФР», — добавил аудитор.
Владимир Катренко сказал, что Информационный центр персонифицированного учета
осуществляет обработку информации по индивидуальному учету прав граждан в системе
государственного пенсионного страхования, что является нарушением действующего законодательства**,
поскольку эти обязанности возложены непосредственно на ПФР. Более того, по его словам,
ПФР с момента создания Информационного центра персонифицированного учета не предпринимались
меры по приведению организационно-правовой формы центра и порядка его финансирования в соответствие
с изменениями законодательства. «В результате попустительства со стороны ПФР в настоящее время
организационно-правовая форма Информационного центра персонифицированного учета и порядок его
финансирования не соответствуют нормам действующего законодательства, в том числе
нормам Бюджетного и Гражданского кодексов», — отметил аудитор.
Коллегия приняла решение направить представление в ПФР, информационное письмо в Минтруд России.
Отчет направлен в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
источник:ach.gov.ru